Санкт Петербург часто называют культурной столицей России. И город оправдывает это название. Здесь располагается значительная часть всего культурного наследия нашей страны – музеи, памятники, театры, парки, великолепные образцы архитектурного творчества. И конечно – церкви и храмы. Великолепные храмы, построенные в течение двух столетий, играли доминирующую роль в застройке различных районов северной столицы. Многие церковные сооружения Петербурга по праву считаются образцами мирового зодчества.
Петербург всегда отличался веротерпимостью и фактически является городом всех мировых религий. Люди разных вероисповеданий, национальностей, культур всегда мирно уживались в Санкт-Петербурге. На Невском проспекте, например, в конце 19 столетия соседствовали католический, шведский, финский, армянский, лютеранский немецкий, гугенотский французский и реформаторский голландский храмы.
Строительству храмовых сооружений в нашем городе отводилась особая роль с момента его основания. Царский указ 1704 года обязывал важнейшие епархии и крупные монастыри иметь подворья, возводить домовые церкви. Строили церкви воинские, в различных государственных и учебных заведениях, в больницах, на городских кладбищах.
Иногда сам Петр избирал места для возведения храмов. Один из первых соборов города получил название Троицкого, так как был заложен именно в день Святой Троицы, как и Санкт-Петербург. Первые храмы значительно обогатили силуэт строившейся столицы — церковь Симеона и Анны, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры, Святого Пантелеймона, Сампсониевский собор.
Нередко строившиеся храмы посвящали православным праздникам, иконам, чтимым святым или воинским победам. Проекты разрабатывали лучшие архитекторы: Д. Трезини, Б. Ф. Растрелли, О. Монферран, С. И. Чевакинский, И. Е. Старов, В. П. Стасов, К. А. Тон, А. Н. Воронихин, А. М. Горностаев и другие.
К началу позапрошлого века общее число церквей в Петербурге, включая часовни, составляло более 700. Но потом, как известно, случилась в нашей стране революция, и на протяжении последних восьми с лишним следующих десятилетий многие культовые памятники были уничтожены или осквернены, а для многих других существовала реальная угроза быть разрушенными. Значительная часть внешнего и внутреннего убранства была уничтожена, многие храмы разграблены.
Утраченные храмовые сооружения мы можем увидеть лишь на картинах или фотографиях. В последние годы многие сохранившиеся храмы передаются в ведение Санкт-Петербургской епархии. На средства прихожан в них проводится ремонт и реставрация; в храмах возобновляются богослужения, организуются воскресные школы, ведется благотворительная деятельность.
Решить задачу сохранения петербургских святынь для последующих поколений должны, прежде всего, его жители — петербуржцы. К сожалению, невозможно поместить сюда подробное описание всех более-менее значительных храмов, соборов и церквей Петербурга. Поэтому остановимся на наиболее выдающихся.
Как видно из названия, собор был построен в честь иконы Казанской Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси. Сама икона, датируемая концом XVI века, появилась в Петербурге в 1710 году, её привезла из Москвы царица Параскева Федоровна. Эта икона уже в те годы считалась чудотворной.
По прибытии икона была помещена в "небольшой светличке" — деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости.
В 1799 Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было начато по проекту Андрея Никифоровича Воронихина, которому покровительствовал могущественный Строганов – в те годы президент Академии художеств.
В те годы ходило много городских легенд о том, что проект Воронихина не оригинален и составлен по плану, начертанному архитектором Баженовым для парижского Дома инвалидов. По другой версии, проект собора представлял собой не что иное, как часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлевского дворца того же Баженова. Еще одна легенда утверждала, что Казанский собор является точной копией собора святого Петра в Риме.
Последнее предположение имело реальные основания – видеть в Казанском соборе копию собора святого Петра было горячим желанием императора Павла I. Когда Павла спросили, какие будут приказания относительно проекта Казанского собора, он будто бы ответил: «Я хочу немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме». Но если даже интерьеры воронихинского собора действительно могут напоминать яркое оформление базилики одного из ранних христианских храмов Санта-Мариа-Маджоре, то о схожести внешнего облика Казанского собора с собором святого Петра в Риме не может быть и речи. Но, к сожалению, полностью первоначальный проект собора осуществлен до конца не был.
Отечественная война 1812 года изменила судьбу Казанского собора. Построенный первоначально для чудотворной иконы, он превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы. Законченный перед началом Отечественной войны 1812 года, собор стал своеобразным памятником этой войны, особенно после того, как в следующем году в его левом приделе был погребен фельдмаршал князь Кутузов-Смоленский. Хотя, согласно другой городской легенде, в Петербурге покоится только тело великого полководца, а сердце, будто бы согласно его последней воле, осталось на той военной дороге и захоронено на кладбище Тиллендорф.
А в 1837 году напротив собора у Невского проспекта были торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю. Отлитые по модели скульптора Б. И. Орловского, они настолько органично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора, что многим петербуржцам казались едва ли не сразу включенными в первоначальный проект Воронихина. Не было закончено и внешнее скульптурное оформление собора. Мощные каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур двух архангелов. До 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии. Предполагалось заменить их бронзовыми. Но сделать этого так и не удалось.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы — И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи — С. С. Пименов, Мартос, В.И. Демуг-Малиновский, но не все из задуманного удалось осуществить. В 1903 году прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств.
После революции, как обычно произошло изъятие церковных ценностей. А далее собор был в апреле 1932 полностью закрыт для верующих, и в том же году открыт как Музей истории религии и атеизма. Только чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у правого клироса. Кстати, в следующем году специальная комиссия произвела вскрытие могилы Кутузова в Казанском соборе. Был составлен беспрецедентный акт о том, что «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов... Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце».
Через 60 лет, в Троицу 91 года в левом пределе возвращенного епархии Казанского собора возобновились богослужения, через год — и в главном. И наконец, в 1998 году торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое достоинство. На нашем сайте можете снять квартиру посуточно в центре Петербурга рядом с Казанским собором.