Традиции оборудовать небольшой музей известной личности на фоне обычно воссозданного интерьера его обиталища уже почти двести лет. А зародилась она во Франции. На сегодня в нашем городе более 30 квартир-музеев.
Самая известная городская квартира, превращенная в музей – это, конечно, Мойка, 12 – последнее обиталище А.С.Пушкина. В доме княгини Волконской «у Конюшенного мосту» чета Пушкиных снимала квартиру с осени 1836 года. Дом на Мойке где поселился поэт, был построен еще в начале 18 века, но с тех пор несколько раз перестраивался и ремонтировался. До Пушкина в нем успели пожить другие известные лица: во времена императрицы Анны Иоанновны его занимал ее фаворит герцог Бирон, а в начале 19 века дом принадлежал княгине А. Н. Волконской, известной в Петербурге своим "Литературным салоном". Семья Пушкина заняла в этом доме одиннадцать комнат, однако, если учесть, что у них с Натальей Николаевной было четверо маленьких детей, за которыми присматривали несколько нянек и гувернанток, квартира казалась им довольно тесной.
В квартире на Мойке Пушкин продолжил работу над историческим произведением "История Петра Великого", хотя и не успел ее завершить. Много времени он посвящал редактированию литературного журнала "Современник". Кроме того, в этот последний период его жизни была закончена повесть "Капитанская дочка".
Поэт планировал прожить здесь два-три года, а потом, когда дети станут постарше, подыскать какое-нибудь другое, более просторное жилье, но, как известно, этим планам не суждено было сбыться. К сожалению, после смерти поэта дом неоднократно перестраивался, поэтому существенно изменился и архитектурный облик квартиры. В 1924 году эта квартира перешла в ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», и начались работы по ее реконструкции, продолженные в последующие годы. Первый музей был открыт в нескольких отреставрированных комнатах уже в феврале 1927 года.
Сейчас в квартире-музее поэта много подлинных вещей, которые спустя десятилетия, вновь заняли здесь свои прежние места – трости и курительная трубка, письменный стол поэта и его любимое вольтеровское кресло, конторка, чернильница с арапчонком. В комнате жены поэта можно увидеть ее флакончик для духов, коралловый браслет, кошельки, вышитые бисером и шелком и другие мемориальные вещи.
Здесь также хранятся и полные трагизма вещи, связанные с дуэлью и кончиной поэта – жилет, который был на нем в день поединка, локон волос, срезанный с головы покойного по просьбе И.С.Тургенева, посмертная маска работы скульптора С. Гальберга. Большинство рукописей поэта хранятся в архивах Пушкинского дома, и лишь несколько листов бумаги, исписанные его быстрым, неразборчивым почерком, лежат на столе в его бывшем кабинете.
Кстати, если уж вы станете искать в нынешнем Петербурге дух Пушкина, то кроме посещения последней его квартиры непременно отведите для себя вечер, чтобы попить особенный чай в расположенной неподалеку "книжной лавке Смирдина", где непостижимым образом соединились старинные книги в стилизованных шкафах и молодая питерская интеллигенция за столиками.
Квартира-музей духовного учителя Пушкина Гавриила Романовича Державина был открыт несколько лет назад, к 300-летию Петербурга, в восстановленном особняке поэта на набережной реки Фонтанки, 118, где поэт и русский мыслитель прожил почти четверть века. Сия квартира гордо именуется музеем Г.Р.Державина и русской словесности его времени и позволяет познакомиться с литературной жизнью Петербурга XVIII столетия.
Наиболее значимой комнатой дома является восстановленный кабинет Державина. Вся мебель в нем была создана «по изобретению» поэта: шкафы-обманки, маскирующие входные двери, стол с «подъемным налоем», диван с тумбами по бокам, в ящиках которых хранились «проекты по делам службы» и «стихотворство». В музее очень интересны также редкости, присущие этому «храмовидному дому» поэта, создавать который ему помогал известный русский архитектор Н.А.Львов. Например, овальная гостиная, «златовидные» соломенные обои которой украшала пейзажная вышивка, выполненная членами семьи поэта.
Еще одна, чрезвычайно интересная петербургская «музейная» квартира – это музей-квартира А. А. Блока, расположенная в Коломне - дом № 57 на Офицерской улице (ныне Декабристов). Сам дом, принадлежащий купцу первой гильдии М. Е. Петровскому, был доходным, рассчитанные на людей среднего достатка квартиры сдавались внаем. Интересно, что в этом доме в разные годы жило довольно много людей, оставивших след в истории русского искусства. Например, одним из первых жильцов дома стал студент Петербургского университета, будущий поэт И. Ф. Анненский, до 1880 года занимавший квартиру № 23. Позднее в этом доме поселились жена и дети И. Е. Репина, который часто навещал их, приезжая в Петербург из Куоккалы. Долгое время здесь жила сестра известного художника К. А. Сомова – А. А. Сомова-Михайлова, снимали квартиры музыканты и артисты Мариинского театра (И. В. Ершов, Э. Ф. Крушевский и др.).
Александр Блок и его жена прожили в этом доме 9 лет – с июля 1912 до августа 1921 года. Они занимали квартиру № 23 на четвертом этаже, а под ними, в 21-й квартире, расположенной двумя этажами ниже, жила мать писателя. Сразу после революции, всвязи с политикой уплотнения "барских квартир", проводившейся большевиками, чтобы избежать жизни в коммуналке, Блок с женой вынуждены были переехать в эту небольшую квартиру, где Блок и умер через два года – 7 августа 1921 года.
Музей был открыт к столетию поэта, в 1980 году и расположен сразу в обеих квартирах. В 23-й квартире восстановлены интерьеры начала 20 века, и посетители могут побывать и в гостиной, столовой, спальне и в знаменитом кабинете, где рождались так хорошо всем известные поэтические произведения. А ниже, в квартире матери Блока на втором этаже можно увидеть выставку его рукописей и узнать об истории написания стихотворений и поэм писателя.
Еще одна примечательная «литературная» квартира Петербурга – это музей-квартира известного писателя-сатирика и фельетониста Михаила Зощенко. Квартиру-музей писателя искать недолго – находится она в самом что ни на есть центре города. Прямо за прежним "домом книги", на канале Грибоедова, есть табличка со стрелкой, которая показывает, что вход в подъезд со двора, у самого подъезда еще одна табличка, подтверждающая, что входить надо в эту самую дверь, и указан этаж с номером квартиры.
Главной ее особенностью является то, что это единственный из литературных музеев-квартир и домов-музеев Санкт-Петербурга, вся обстановка которого является подлинной, а не воссозданной по фотографиям или описаниям интерьеров, в которых жили известные литературные деятели. Т.е. и мебель, и ковер, и обои на стенах кабинета Зощенко в этой квартире именно "те самые", которые были там во время его жизни. Кстати, площадь двух комнат, в которых когда-то жили Михаил Зощенко и его жена, составляет меньше пятидесяти квадратных метров – этот музей считается самым маленьким музеем-квартирой в Санкт-Петербурге.
Правда, сам музей не столько о послевоенном быте, сколько о схватке гордого человека с государственной машиной и о человеческой порядочности. Равно как и о непорядочности многих, называвшихся в то время писателями, имена которых прочно забыты и вспоминаются теперь только "применительно к подлости".
Дом, в котором жил Зощенко, несколько раз серьезно перестраивался. И при последней реконструкции над ним были надстроены два этажа, в которых расположился так называемый "писательский кооператив"– в нем поселились сразу несколько «советских литературных деятелей». Одна такая писательница, лауреат всяких премий, как раз и совершила обмен этой самой квартиры, где сейчас музей, на прежнюю (значительно большую) Зощенковскую квартиру, расположенную ниже этажом в том же писательском доме.
Обмен был затеян Зощенко в трудные для него времена, чтобы получить средства к существованию, но денег лауреатка не отдала. Напоминать даме о деньгах Зощенко не считал возможным, но та, по-видимому, не верила в чужую деликатность и намекала через знакомых, что стоит ей только сделать достоянием гласности факт обмена за деньги государственной квартиры, как Зощенко мало не покажется: печатать уже перестали, а после такого сигнала и загреметь недолго. Такая была инженерша человеческих душ. Подобных историй, a la «Мастер и Маргарита», в музее могут рассказать немало... Хотя больше будет других - о порядочности.
А теперь – о самой загадочной музее-квартире. Дело в том, что по некоторым сведениям, она есть. Но ее мало кто видел... Это знаменитые «полторы комнаты» Иосифа Бродского.
Расположенные в глубинах знаменитого «дома Мурузи» на углу Литейного и Пестеля, эти несколько квадратных метров навсегда вошли историю мировой литературы XX века. Эссе Бродского “A Room and Half” (в русском переводе «Полторы комнаты»), пожалуй, лучшее описание «атмосферы жизни» Ленинграда второй половины XX века. Ее внешнего убожества и тем более различимого на этом фоне «пира духа» части его обитателей.
Иосиф Бродский поселился со своими родителями в 28-й квартире этого дома в 1950 году. Позже, поэт напишет, что писал свои первые стихи "на десяти квадратных метрах, которые были лучшими квадратными метрами в его жизни". В коммунальной квартире, кроме Бродских, жили еще три совершенно разные семьи.
Именно отсюда поэт, в 1964 году обвиненный в тунеядстве, уехал в архангельскую ссылку. После того как он был досрочно освобожден, ему долго не удавалось прописаться обратно к родителям, но, в конце концов, благодаря поддержке композитора Дмитрия Шостаковича, он смог вернуться на свои любимые "десять квадратных метров". Впрочем, ненадолго –через несколько лет, в 1972 году, Иосиф Бродский был вынужден эмигрировать в Америку.
После исчезновения одного их своих жильцов, коммуналка на Пестеля продолжала жить своей обычной жизнью. Мало что изменилось даже после того, как в 1987 году Бродский стал Нобелевским лауреатом. Кстати, поэт так больше и не увидел свои заветные «полторы комнаты» – хотя несколько раз пытался вернуться, чтобы навестить тяжело больных родителей. Но ему так и не удалось с ними увидеться: даже после смерти Александра и Марии Бродских Иосифу не разрешили приехать на их похороны.
По слухам, «Фонд основания музея Бродского в Санкт-Петербурге» удалось открыть в «полутора комнатах» небольшой мемориальный музей, который и работает «нерегулярно». Несмотря на многочисленные смены жильцов, в комнате Бродского сохранились полки с собранными им книгами и несколько его рисунков. Остальные экспонаты были перевезены в музей из-за океана: Фонд основания музея Бродского собрал большой архив его статей, интервью и фотографий, а также звукозаписи его лекций и различные видеоматериалы, а вдова Иосифа Александровича предоставила музею кое-что из его мебели.