Многие знаменитые музыканты – певцы, исполнители, композиторы, – жили в Санкт-Петербурге за триста лет городской истории. Их постоянные или временные обиталища (обычно квартиры) часто служили настоящими мини-концертными залами (раньше их именовали музыкальными салонами). Многие «музыкальные» адреса уже позабылись, их можно найти только в узкоспециальных изданиях. Но некоторые – живы до сих пор, – это мемориальные музеи-квартиры, которых в Петербурге не меньше десятка.
Музей-квартира знаменитого русского композитора Римского-Корсакова расположена на Загородном проспекте, в доме 28. Римский-Корсаков прожил здесь последние 15 лет своей жизни. В каком-то смысле этой квартире крупно повезло – несмотря на то, что после революции она была превращена в "коммуналку", дети и внуки композитора продолжали жить в одной из комнат, сумев сохранить большую часть его личных вещей, из которых спустя полвека была создана экспозиция музея.
Композитор любил устраивать у себя дома музыкальные вечера с песнями, танцами и игрой на старинном беккеровском рояле. А в гостях у него перебывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф.Стравинский, а также художники В. А. Серов и И. Е.Репин, певецФ. И. Шаляпин и другие деятели искусства.
Обычно такие «музыкальные тусовки» проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть "Корсаковскими средами". Кстати, по воспоминаниям современников, соседи Римского-Корсакова не слишком радовались забавам своего знаменитого соседа - обычно громкая игра на рояле и исполнение песен в его квартире заканчивались глубокой ночью, а после этого Николай Андреевич и его гости, как правило, усаживались пить чай и расходились только под утро. Зато соседским детям, жившим в квартире этажом выше, его "домашние концерты" очень нравились: в те вечера, когда у Римского-Корсакова в гостях выступал Шаляпин, они специально ложились на пол и прижимали уши к паркету, чтобы лучше расслышать голос знаменитого певца.
И хотя в квартиру на Загородном он переехал, будучи уже известным композитором и дирижером, однако лучшие его произведения были написаны именно здесь - в частности, это 11 из 15 опер - "Садко", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок", "Кащей бессмертный" и другие.
После открытия музея в 1956 году, сохранившуюся мебель композитора и знаменитый рояль расположили в четырех комнатах его бывшей квартиры - в передней, гостиной, столовой и рабочем кабинете Римского-Корсакова, воссоздав в них обстановку, в которой жил композитор. Кроме мебели, его потомки предоставили музею множество памятный предметов, связанных с именем Римского-Корсакова, в том числе именной столовый сервиз и несколько портретов его предков, которые принадлежали к старинному дворянскому роду.
А в оставшейся части этой обширной квартиры и теперь работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят "Корсаковские среды" с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей. Кстати, у активного завсегдатая «Римско-Корсаковских» посиделок, Федора Шаляпина, тоже есть мемориальное обиталище в нашем городе. Речь идет о квартире на улице Графтио, 2б, превращенной еще в одну мемориально-музыкальную музей-квартиру.<
Эту квартиру Шаляпин занимал в течение последних восьми лет жизни в России. К тому времени "Великий бас" уже был известен по всей России и Европе. Он продолжал выступать на сцене Большого и Мариинского театров, исполнял главные басовые партии в операх, а также русские народные песни и романсы. Как и у Римского-Корсакова, у Шаляпина дома тоже часто собирались другие известные певцы и музыканты. Но певец был дружен не только с музыкантами – в круг его дружеского общения входили и известные художники, многие из которых, например, А. Я.Головин, К. А. Коровин, А. Е. Яковлев, Г. С. Верейский, были его близкими друзьями.
И сейчас в музее можно увидеть следы этой дружбы – стены большой и малой гостиных заполнены картинами из коллекции певца: кроме портретов Шаляпина, созданных Яковлевым, Головиным, Коровиным и другими художниками, в его коллекции оказались один из пейзажей И. И. Бродского и этюд "Голова монаха" М. В. Нестерова.
Квартира на Петроградской была местом творческих занятий Шаляпина: здесь он готовился к выступлениям, разучивал новые музыкальные партии и репетировал сцены из оперных спектаклей вместе с другими певцами и артистами. О реакции соседей в этот раз история умалчивает... Во многом, своим нынешним обликом, музей обязан секретарю Шаляпина - И. Г. Дворищину. Уезжая из России, Шаляпин взял с собой только портрет работы Кустодиева, а все остальные вещи вместе с самой квартирой оставил ему на хранение.
Как известно, последние 16 лет своей жизни Шаляпин прожил во Франции и в Россию больше не приезжал. Однако поселившийся в квартире Дворищин, выполнил его поручение, сохранив все личные вещи, документы и коллекции певца. Благодаря этому, после смерти Дворищина квартира певца перешла в ведомство Музея театрального и музыкального искусства, который и позаботился об открытии квартиры-музея в этот здании.
Кроме вещей, сохраненным секретарем Шаляпина, экспозиция музея постепенно пополнилась театральными костюмами знаменитого баса и макетами декораций к спектаклям, в которых он выступал. Во второй половине 20 века дочери Шаляпина Марфа и Марина передали в дар музею картину Кустодиева, увезенную их отцом в эмиграцию. Кроме того, сотрудники Музея театрального и музыкального искусства открыли в музее-квартире Шаляпина экспозицию его бумаг, важное место в которой занимает его переписка с М. Горьким.
В музее можно увидеть и коллекцию оружия, а также большую часть мебели Шаляпина, например, рояль, за которым он занимался пением, и английский граммофон (виктрола), на котором певец любил слушать пластинки. В совсем недавно, в ноябре прошлого года, в нашем городе в бывшей квартире Дмитрия Шостаковича открылся музей композитора. Открылся он благодаря великому Мстиславу Ростроповичу, светлая ему память.
В доме № 9 по улице Марата Дмитрий Дмитриевич Шостакович прожил с 1914 по 1933 год - в течение 19 лет. Здесь, когда ему было 9 лет, под руководством матери он начал заниматься игрой на фортепиано, а затем поступил в музыкальную школу Гляссера, находившуюся неподалеку, на Владимирском проспекте. А когда родители привели юного композитора к ректору Петербургской консерватории Александру Глазунову, тот предрек молодому человеку удачную творческую судьбу.
Квартира-музей Дмитрия Шостаковича - это три маленькие комнатки, оклеенные цветастыми обоями. Впрочем, в первые годы семья Шостаковичей располагалась в просторной семикомнатной квартире. С приходом большевиков семейство «уплотнили» – отрезали перегородкой четыре комнаты из семи. В ту часть квартиры ведет теперь дверь из прихожей, но функция ее чисто декоративная.
В этом доме он написал Первую симфонию, «Леди Макбет», многие знаменитые балеты. Кстати, после постановки «Леди Макбет» в Москве молодой Митя Шостакович отделился, купив на гонорар от оперы собственную квартиру в жилтовариществе на Петроградской стороне. В 2002 году квартиру на Марата выкупили близкие друзья композитора – Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Они оплатили полную реставрацию квартиры и передали получившийся музей в дар городу. В создании музея участвовали, кроме Ростроповича и Вишневской, сын композитора Максим Шостакович, сотрудники петербургского музея театрального и музыкального искусства. В квартире частично воссозданы интерьеры, среди экспонатов – мебель, принадлежащая Шостаковичу, его стол, переданный в дар музею сыном композитора.
Сейчас в пока скромную экспозицию музея включены принадлежавшие композитору личные вещи, фотографии, театральные афиши, программки с концертов Шостаковича. А стены квартиры густо увешаны фотографиями и шаржами, афишами и вырезками из газет. На видном месте красуется пожелтевшая страница из экземпляра «Правды», в которой была опубликована печально знаменитая статья «Сумбур вместо музыки» (1936). В другой комнате висит партийное постановление 1948 года «Об опере Мурадели «Великая дружба», окончательно придавившее некогда веселого и задорно-бесшабашного Митю Шостаковича тяжким гнетом идеологических обвинений.
В первой комнате сейчас стоит заляпанный письменный стол, покрытый зеленым сукном, и тяжелый секретер, уставленный семейными фотографиями. Вторая комната украшена большой хрустальной люстрой с синим стеклом внутри – такие люстры висели практически в каждой квартире у интеллигентных петербуржцев в 20-30-х годах прошлого века. В углу – гарнитур красного дерева с "цветочной" обивкой: по воспоминаниям родственников, он стоял в гостиной именно здесь. Кстати, одна из комнат оборудована под камерный концертный зал. Здесь стоит кабинетный "Блютнер", не тот самый рояль, но очень похожий, с номерами на деке, близкими к стоявшим на оригинальном инструменте.
Кстати, с открытием этого музея был связан один из недавних городских скандалов – жильцы этого дома шумно протестовали против его открытия. В принципе, их можно понять – известно, сколько хлопот и неудобств доставляют мемориальные квартиры великих людей, расположенные в обычных жилых домах. Поток посетителей, шум, суета – неизбежные издержки во имя сохранения исторической памяти для потомков. Вопрос в том, готовы ли потомки к таким издержкам...